Профориентация
Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.
Задачами профориентационной работы для обучающихся образовательных учреждений Всеволожского района в 2022-2023 учебном году стали:
- содействие развитию у обучающихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; осознанию нравственного значения будущего профессионального выбора в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребности региона;
- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие специальности;
- знакомство обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям;
- развитие способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
- проведение информационных кампаний для родителей о возможностях и перспективах профессионального образования;
- развитие механизмов межведомственного взаимодействия между учреждениями образования, учреждениями ведомства труда и занятости, работодателями.
Одной из форм профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 14 до 18 лет является проведение Ярмарок учебных мест и профессий. В 2022-2023 учебном году совместно с Всеволожским филиалом ГКУ «ЦЗН Ленинградской области» для обучающихся Всеволожского района было проведено 2 Ярмарки учебных мест и профессий.
18 ноября 2022 года и 06 апреля 2023 года для обучающихся 8-11 классов выступили представители средних профессиональных учреждений, высших учебных заведений и предприятий Всеволожского района и Ленинградской области.
В данных мероприятиях приняли участие около 400 обучающихся.
В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» обучающиеся школ Всеволожского района приняли участие в просмотре профориентационных уроков «Шоу профессий». Проект направлен на содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к осмысленному выбору профессии, и рассчитан на аудиторию с 1 по 11 классы. Данные уроки просмотрели более 38 тысяч школьников Всеволожского района.
Еще один проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» направлен на формирование у обучающихся способности строить свою образовательную и карьерную траекторию, осознанно выбирать будущий профессиональный путь. Проект реализуется по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».
В 2022 году в проект были включены 610 обучающихся из 6 общеобразовательных учреждений: МОУ «СОШ №2» г. Всеволожска, МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО №2», МОУ «Кузьмоловская СОШ №1», МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №1», МОУ «Ново-Девяткинская СОШ №1», МОБУ «Сертоловская СОШ №1», МОУ «СОШ «Токсовский ЦО». Участники проекта прошли все необходимые этапы: регистрация, онлайн-тестирование и диагностика на платформе, записались и посетили профпробы в очном формате. По итогам проекта каждый обучающийся получил рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории.
В следующем учебном году проектом планируется охватить все общеобразовательные учреждения Всеволожского района.
Еще одним разделом профориентационной работы является Всероссийская акция «Неделя без турникетов». Акция является ежегодной (проводится в 3-ю неделю апреля и октября) и представляет собой один из элементов широкомасштабного профориентационного проекта «Работай в России!».
Акция представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профориентационное информирование о деятельности ведущих предприятий Всеволожского района и популяризацию профессий и специальностей, востребованных на промышленном производстве. Основная идея проекта заключается в интерактивном знакомстве школьников, студентов и их родителей с работой предприятий, расположенных в регионе. Особенностью такой формы профориентационной работы является максимальная доступность информации и возможность общения с успешными сотрудниками и ведущими специалистами предприятий.
В акции приняли участие более 3-х тыс. обучающихся.
В конце марта 2023 года стартовал ежегодный всероссийский конкурс «Большая перемена». Цель конкурса - помощь учащимся раскрыть те способности, которые не попадают в традиционную систему обучения в школе и соответствующие предметные олимпиады. «Большая перемена» намерена доказать, что не только олимпиадник, условно, по химии и математике, может быть успешным. В этом году, как и в прошлом, наряду со старшеклассниками участие в конкурсе принимают обучающиеся 5-7 классов.
Во Всеволожском районе в данном конкурсе приняли участие более 3 тысяч обучающихся 5-7 классов и около 2,5 тысяч обучающихся 8-10 классов.
В июне стали известны финалисты конкурса среди обучающихся 5-7 классов. Ими стали обучающиеся Гимназии г. Сертолово и школы №2 г. Всеволожска, которые в июле отправились МДЦ «Артек».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания съезда и встречи с членами бюро Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» 16 марта 2023 года необходимо в срок до 01 сентября 2023 года обеспечить актуализацию программ профессиональной ориентации школьников с учетом развития современных производств и внедрения интерактивных технологий.
В рамках построения единого образовательного пространства страны Министерством просвещения Российской Федерации в настоящее время разработаны Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Методические рекомендации предполагают межведомственное взаимодействие при их реализации и включают в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
Реализация профориентационного минимума предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, дополнительное образование, обучение профильных классов.
Общеобразовательным учреждениям предстоит разработать план профориентационной работы на 2023-2024 учебный год в соответствии с основным уровнем реализации профминимума в объеме 60 часов (34 часа – в рамках реализации программы внеурочной деятельности; 26 часов – посредством реализации мероприятий в иных форматах).
Траектория.онлайн – молодежная площадка, где школьники и студенты могут бесплатно пройти тестирование и узнать, какие учебные заведения и места работы им подходят с учетом психологических и личностных характеристик (www.траектория.онлайн).
Проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» выпустил ежегодный интерактивный ресурс для старшеклассников – Навигатор абитуриента. На данном ресурсе отражена информация о вузах и колледжах России (https://vuzopedia.ru/navigator-abiturienta/)
Обеспечение профессиональной ориентации, профессионального обучения детей
НОРМАТИВНЫЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министертсва образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №413 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
- Паспорт Федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование", протокол №3 от 07 декабря 2018 года)
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 23 декабря 2015 года №Пр-15ГС
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с классными руководителями выпускных классов общеобразовательных организаций, состоявшейся 21 июня 2017 года №Пр-1432
- Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 года №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации"
- Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (Федеральный институт развития образования, 2014 год)
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года №1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 года №2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования"
НОРМАТИВНЫЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Областной закон Ленинградской области от 08.08.2016 года N76-оз "О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года"
- Постановление Правительства Ленинградской области от 16.12.2013 года № 471 «О Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы»
- Концепция развития системы профессиональной ориентации населения Ленинградской области до 2030 года (утверждена координационным комитетом содействия занятости населения Ленинградской области, протокол №1 от 30.07.2018 года)
- «Дорожная карта» по реализации в Ленинградской области мероприятий Межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 годы, разработанного Минобрнауки и Минтруда России
- Соглашение между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области о взаимодействии по вопросам организации работы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций от 13.01.2016 года
- Дополнительное соглашение между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области о взаимодействии по вопросам организации работы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций от 27.10.2016 года